Событием мирового масштаба для всех рос
сиян, и особенно для жителей Вологодчины,
стало завершение многолетней реставрации
фресок Дионисия в соборе Рождества Богороди
цы в Ферапонтовом монастыре, которую выпол
нили мастера Государственного института рес
таврации. С этого момента резко возрос и тури
стический поток в Вологодскую область, преж
де всего к святыням — Ферапонтову и Кирил
ло Белозерскому монастырям, а также в исто
рические центры Русского Севера — Вологду,
Тотьму, Великий Устюг.
В настоящее время работы по сохранению
культурного наследия в области ежегодно ве
дутся более чем на 50 объектах с привлечением
разных источников финансирования. Свыше
100 памятников истории и архитектуры нужда
ются в проведении срочных ремонтно рестав
рационных работ, в первую очередь объекты
культурного наследия, не имеющие пользовате
ля. Поэтому приоритетной задачей государ
ственного органа охраны объектов культурного
наследия стало расширение участия частного
бизнеса в финансировании реставрационной
деятельности.
Более 1000 памятников археологии не карто
графированы, так как находятся в труднодос
тупных местностях, отдаленных от областного
центра. Значителен риск утраты памятников
археологии из за неконтролируемых землеот
водов, проведения строительных и иных зе
мельных работ. Ранее удавалось в основном
фиксировать такие факты, но не было дей
ственных механизмов для пресечения наруше
ний законодательства. Теперь такие механизмы
есть, и мероприятия по сохранению и изучению
памятников археологии стали одной из важней
ших задач, которые ставит перед собой област
ной Комитет по охране культурного наследия.
Основными проблемами в нашей сфере в по
следние годы остаются:
высокая накопленная степень износа объек
тов культурного наследия, ускорение их разру
шения в результате неблагоприятных факторов;
недостаток квалифицированных кадров
для проведения реставрационных работ на объ
ектах культурного наследия и археологических
полевых работ;
отсутствие регистрации обременений на
значительную часть объектов культурного на
следия, территорий объектов культурного на
следия и их зон охраны;
отсутствие утвержденных предметов охра
ны и требований к градостроительным регламен
там в границах территории исторических посе
лений области и связанное с этим интенсивное
применение современных архитектурных форм
и дешевых материалов в новом строительстве,
которое приводит к утрате традиционного обли
ка исторических поселений;
отсутствие необходимого правового и эко
номического механизма возмещения средств,
инвестированных собственниками в работы по
сохранению памятников;
отсутствие в обществе представления о ро
ли объектов культурного наследия в формиро
вании человека как личности и гражданина.
Приоритетным направлением деятельнос
ти Комитета в 2017 году стала разработка
проекта региональной государственной про
граммы, направленной на решение перечис
ленных основных проблем и эффективное ис
полнение полномочий Комитета по охране
культурного наследия.
Государственная программа после проведе
ния всех необходимых процедур по ее обсужде
нию и согласованию принята постановлением
Правительства области от 30.10.2017 № 963.
Важнейшими задачами новой государствен
ной программы стали:
создание условий для повышения эффек
тивности использования объектов культурного
наследия за счет внебюджетных источников
финансирования;
создание условий для обеспечения разно
образия городской среды, развития историчес
ких центров городов, коммерциализации объек
тов, составляющих предмет охраны историчес
ких поселений;
развитие волонтерского движения в сфере
сохранения объектов культурного наследия;
формирование у населения ответственного
отношения к объектам культурного наследия в
том числе посредством активной популяриза
ции исторической значимости объектов куль
турного наследия.
8
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ