Previous Page  8 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 90 Next Page
Page Background

Событием мирового масштаба для всех рос

сиян, и особенно для жителей Вологодчины,

стало завершение многолетней реставрации

фресок Дионисия в соборе Рождества Богороди

цы в Ферапонтовом монастыре, которую выпол

нили мастера Государственного института рес

таврации. С этого момента резко возрос и тури

стический поток в Вологодскую область, преж

де всего к святыням — Ферапонтову и Кирил

ло Белозерскому монастырям, а также в исто

рические центры Русского Севера — Вологду,

Тотьму, Великий Устюг.

В настоящее время работы по сохранению

культурного наследия в области ежегодно ве

дутся более чем на 50 объектах с привлечением

разных источников финансирования. Свыше

100 памятников истории и архитектуры нужда

ются в проведении срочных ремонтно рестав

рационных работ, в первую очередь объекты

культурного наследия, не имеющие пользовате

ля. Поэтому приоритетной задачей государ

ственного органа охраны объектов культурного

наследия стало расширение участия частного

бизнеса в финансировании реставрационной

деятельности.

Более 1000 памятников археологии не карто

графированы, так как находятся в труднодос

тупных местностях, отдаленных от областного

центра. Значителен риск утраты памятников

археологии из за неконтролируемых землеот

водов, проведения строительных и иных зе

мельных работ. Ранее удавалось в основном

фиксировать такие факты, но не было дей

ственных механизмов для пресечения наруше

ний законодательства. Теперь такие механизмы

есть, и мероприятия по сохранению и изучению

памятников археологии стали одной из важней

ших задач, которые ставит перед собой област

ной Комитет по охране культурного наследия.

Основными проблемами в нашей сфере в по

следние годы остаются:

высокая накопленная степень износа объек

тов культурного наследия, ускорение их разру

шения в результате неблагоприятных факторов;

недостаток квалифицированных кадров

для проведения реставрационных работ на объ

ектах культурного наследия и археологических

полевых работ;

отсутствие регистрации обременений на

значительную часть объектов культурного на

следия, территорий объектов культурного на

следия и их зон охраны;

отсутствие утвержденных предметов охра

ны и требований к градостроительным регламен

там в границах территории исторических посе

лений области и связанное с этим интенсивное

применение современных архитектурных форм

и дешевых материалов в новом строительстве,

которое приводит к утрате традиционного обли

ка исторических поселений;

отсутствие необходимого правового и эко

номического механизма возмещения средств,

инвестированных собственниками в работы по

сохранению памятников;

отсутствие в обществе представления о ро

ли объектов культурного наследия в формиро

вании человека как личности и гражданина.

Приоритетным направлением деятельнос

ти Комитета в 2017 году стала разработка

проекта региональной государственной про

граммы, направленной на решение перечис

ленных основных проблем и эффективное ис

полнение полномочий Комитета по охране

культурного наследия.

Государственная программа после проведе

ния всех необходимых процедур по ее обсужде

нию и согласованию принята постановлением

Правительства области от 30.10.2017 № 963.

Важнейшими задачами новой государствен

ной программы стали:

создание условий для повышения эффек

тивности использования объектов культурного

наследия за счет внебюджетных источников

финансирования;

создание условий для обеспечения разно

образия городской среды, развития историчес

ких центров городов, коммерциализации объек

тов, составляющих предмет охраны историчес

ких поселений;

развитие волонтерского движения в сфере

сохранения объектов культурного наследия;

формирование у населения ответственного

отношения к объектам культурного наследия в

том числе посредством активной популяриза

ции исторической значимости объектов куль

турного наследия.

8

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ