Previous Page  19 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 90 Next Page
Page Background

19

ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ

ПОРА СПАСАТЬ ДЕРЕВЯННОЕ НАСЛЕДИЕ

за. Вместе с тем не считаем целесообразным повы

шение платы на капитальный ремонт, вносимой жи

телями таких домов. Большинство из них располо

жены в малых городах, в районах, где проживают

пенсионеры и граждане с низким уровнем дохода.

Полагаем, что в финансировании этих затрат долж

ны принять участие бюджеты разных уровней.

Следовало бы внести изменение в законодатель

ство о проведении капремонта многоквартирных

жилых домов, обязав органы местного самоуправле

ния включать туда памятники деревянного зодчест

ва, нуждающиеся в капремонте в сроки, установ

ленные в приказах органов охраны по определению

перечня видов и сроков работ, необходимых для со

хранения объекта культурного наследия. Пока это

возможно только путем обращения собственников

после проведения сложной процедуры принятия ре

шения на общем собрании.

Что касается памятников деревянного зодчест

ва, уже расселенных и находящихся в неудовлетво

рительном либо аварийном состоянии, то наиболее

приемлемый, по нашему опыту, путь решения дан

ной проблемы — это разработка эскизных проектов

реставрации и приватизация объектов по льготной

цене. Такая работа уже начата Правительством об

ласти в рамках новой государственной программы в

отношении объектов, находящихся в региональной

собственности. Ведется работа и администрацией

города Вологды. Остальные муниципалитеты регио

на до настоящего времени не имеют возможности

заложить указанные средства в свои бюджеты. Не

проводятся указанные мероприятия со стороны соб

ственника и в отношении пустующих объектов

культурного наследия, находящихся в казне Рос

сийской Федерации. Количество аварийных памят

ников деревянного зодчества на территории облас

ти, имеющих непосредственную угрозу утраты,

значительно превышает объем проводимых работ.

Целесообразно сегодня ввести в действие статью

14 Федерального закона № 73 ФЗ «Об охране объ

ектов культурного наследия (памятников истории и

культуры) народов Российской Федерации» в части

предоставления компенсации затрат собственника

за проведенные работы по сохранению объекта

культурного наследия, в первую очередь в отноше

нии объектов деревянного зодчества.

В крупных городах деревянная застройка исче

зает на глазах, особенно в последние десятилетия.

Происходит это и на территориях исторических по

селений в том числе, федерального значения. В ка

честве приоритетного направления важно объявить

сохранение исторической среды памятника, кото

рая в малых городах Русского Севера в основном

представлена деревянным зодчеством.

Все это невозможно без скорейшего принятия

проектов границ территории, предмета охраны и

требований к градостроительным регламентам в

границах территорий исторических поселений.

Три федеральных исторических поселения на

территории Вологодской области (города Устюг,

Тотьма и Белозерск) до настоящего времени ука

занной утвержденной документации не имеют (до

кументация по Белозерску, разработанная в 2016

году по федеральному контракту, только в июне те

кущего года поступила для рассмотрения в регио

нальный орган охраны и была возвращена с замеча

ниями и предложениями).

В 2017 году принят первый нормативно право

вой акт по установлению границ территории, пред

мета охраны и требований к градостроительным

Типичный домо бывателя г. Никольска. Ныне — Центр

народной культуры.

Кон. XIX в.

Многоквартирный дом в с. Верховажье.

Нач. XX в.