Previous Page  34 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 34 90 Next Page
Page Background

мовая резьба с солярными зна

ками, символами дождя, зерна

и хлебного поля украшала все

элементы, которые, кроме ма

гико символического, имели

важнейшее конструктивное

значение. Все декоративные

элементы, охлупни на крышах

изб и даже появившиеся поз

же наличники имеют прежде

всего конструктивный смысл.

«Очелье», украшающее верх

нюю часть оконного проема,

необходимо для того, чтобы

прикрыть щель, оставляемую

для осадки бревенчатого сру

ба. Причелины (у М.В. Красов

ского — подкрылки), полотен

ца, подзоры служат для защи

ты элементов крыши — торцов

слег, прогонов. Охлупень с

коньком, венчающим фасад, —

какой яркий символ! Но он же

несет и утилитарный смысл —

прижимает тесовую кровлю к

коньковому прогону (князевой

слеге) — работает! Конек на

охлупне вырезался из комля

— самой твердой части дерева,

и также защищал торец прого

на. Птички стамики скрепля

ли охлупень с коньковым про

гоном.

Давайте обсудим такую де

таль, как наличник.

Немножко истории. С конца

XVIII века началась застройка

городов зданиями с обшивкой

деревянными тесовыми доска

ми. Причин тому несколько. Ко

нечно, прежде всего то, что за

стройка велась активно, массо

во и не всегда из качественного

леса. Сруб из бревен небольшо

го диаметра приходилось утеп

лять — обшивка тесом явля

лась дополнительным способом

утепления жилища, создавала

эффект термоса. Изнутри сте

ны городских домов обклеива

лись тканью, обоями: к концу

XVIII века обои стали приме

няться повсеместно, позже

штукатурились по дранке и

красились. Такая многослойная

конструкция деревянной на

ружной стены была теплее,

экономила дрова, к тому же за

щищала сруб от атмосферного

воздействия, продлевала срок

его службы. В свою очередь,

этот конструктивный прием в

дальнейшем позволял умень

шать диаметр бревен для сруба

и экономить. К концу XIX века

в России распространились ме

ханические лесопилки, и в на

чале XX века большая часть

деревянной Вологды, о которой

могу с уверенностью судить,

была обшита.

А важнее всего то, что по

примеру послепожарной Моск

вы, где последовал запрет на

деревянные избы, городские

особняки должны были имити

ровать каменную архитектуру.

Для этого деревянные срубы

обшивались, а в Москве часто

еще и штукатурились по вой

локу. Комиссия для строения

города Москвы, образованная

в 1815 году, предписала вла

дельцам, «дома которых свои

ми бревенчатыми стенами на

рушали ансамбль улиц», за

кончить отделку фасадов к

1820 году. Таким образом из

менились эстетические пред

почтения застройщиков и в

других городах России. В Во

логде, в частности, сохрани

лись деревянные особняки

первой трети XIX века.

Вернемся к наличнику:

трудно сказать, где он по

явился раньше — на деревян

ном или каменном здании. Но

в деревянном срубе, обшитом

34

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дом Левашова. 1829 г., ул. Герцена, 37. Детали и фасад