Previous Page  35 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 35 90 Next Page
Page Background

35

ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ: КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА

досками, наличник точно не

обходим, так как он прикры

вает примыкание обшивки к

оконной коробке, закрывает

щели и неопрятные стыки.

Отсюда тот же вывод: налич

ник — важный конструктив

ный элемент. Появившись, он

приобретает не только утили

тарное, но и художественно

эстетические качества и сим

волическое значение.

Нужно сказать, что первые

попытки деревянного зодчест

ва подражать каменной архи

тектуре были сделаны при гос

подстве классицизма в России.

Что это значит? На одном

из самых старых и сохранив

шемся почти без изменений

деревянном здании в Вологде

— доме Левашова 1829 года —

вообще нет наличников! Тако

вы были каменные прототипы.

Апробированные образцовые

проекты фасадов исполнялись

только для каменных строе

ний, но были обязательными

для зданий любых конструк

ций. Плотники постарались,

обшивая фасады дома Лева

шова, качественно выполнить

сопряжение досок обшивки с

досками откосов. Здесь приме

нены гладкие, без калевки,

доски, в углах здания доски

сопряжены на ус, что больше

напоминало каменные ошту

катуренные стены. Профили

рованные доски появились на

фасадах гораздо позже. Здесь

на доме Левашова на досках

первого этажа были сняты

фаски для имитации каменной

рустованной поверхности.

Потом для простоты и быс

троты углы деревянных обши

тых зданий чаще стали оформ

лять вертикальными досками,

а во второй половине XIX века

— для новомодной красоты —

совсем не простыми по рисун

ку и исполнению лопатками. А

это уже другая эпоха — пери

од эклектики: с 1858 года обя

зательность применения об

разцовых проектов была отме

нена.

Во второй половине XIX ве

ка в город хлынуло сельское

население,

привнесшее

в

оформление городского жили

ща исконные, по сути, еще

языческие традиции. Купечес

кие дома декорировались бога

то, сложно, домовая резьба

применялась на карнизах,

фризах, лопатках, в налични

ках: окна и двери, согласно по

верьям предков, самый уязви

мый для зла и темных сил эле

мент жилища. Сомнительно,

что зодчие в конце XIX — на

чале XX в. помнили и понимали

обережный смысл применяе

мых форм, новомодные стили

стические детали — неоклас

сицизма, эклектики, а потом и

модерна — искажали систему

символов. Но устойчивость на

родных традиций все же про

читывается в декоративном

убранстве, прежде всего в ри

сунке наличников. В обрамле

нии окна, так же как на приче

линах, часто угадывается схе

ма Солнцеворота. Древние

символы поля, семени, «хляби

небесные», солярные знаки

имеют соответствие в деталях

городской домовой резьбы кон

ца XIX — начала XX в.

Региональной особеннос

тью вологодского зодчества

второй половины XIX— нача

ла XX века является преобла

дание пропильной резьбы в

декоративном убранстве дома.

Самая простая по технологии

среди других видов домовой

резьбы, она тем не менее име

ет свои положительные осо

бенности. Резьба выполняется

сквозной, строго перпендику

лярно плоскости доски, тем

самым контур орнамента по

лучается четким, резким, и в

отличие от глухой объемной

резьбы рисунок пропильных

досок в условиях нашего

скудного северного солнышка

получается более контраст

ным и выразительным. Когда

пропильные доски использу

ются в качестве карнизных

подзоров, они воспринимают

ся на просвет как кружева и

еще создают ажурную тень на

фасадах…

Типичный вологодский наличник.

1 — знак поля,

2 — знак полуденного солнца,

3 — знак дождя, 4 — знак семени,

5 — знак солнца, 6 — знак воды