Previous Page  55 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 90 Next Page
Page Background

55

III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ

ДОМ БОРОДКИНА И ЕГО ЗОДЧИЙ

Магазин «Продукты» на улице Ленина.

1970 е гг.

обращены на улицу. Поперечными ка

питальными стенами отделены запад

ные и восточные удлиненные в плане

помещения. С восточной стороны разме

щена лестница, ведущая на верхний жи

лой этаж.

Симметричный фасад имеет 5 компо

зиционных осей. На центральной и край

них осях выделены плоские ризалиты.

Боковые ризалиты имеют композицион

ные подвышения в виде аттиков, проре

занных пятью вертикальными арочными

проемами. По краям аттики завершены

парапетными столбиками, между кото

рыми крепится кованая решетка с ха

рактерным для модерна растительным

рисунком. Подобным образом устроено

ограждение центрального балкона на

массивных кронштейнах.

Вход в торговое помещение размещен на главной

оси фасада. Фланкирующие оконные проемы нижнего

этажа выполнены в виде широких витрин без пере

плетов. Такое решение стало возможным благодаря

применению большепролетных бетонных перемычек

и крупных витринных стекол. Пространство над вит

ринами не имеет декора, так как оно изначально пред

назначалось для размещения рекламы (хранящиеся в

Государственном архиве Красноярского края черте

жи имеют в указанном месте надпись «место для вы

вески»). Крайней восточной оси первого этажа соот

ветствует дверной проем, ведущий на лестницу, а

крайней западной оси — сквозной проезд во двор. Все

проемы первого этажа имеют прямоугольную форму.

Крайние оконные проемы верхнего этажа полу

чили оригинальную форму замочных скважин. В

центральном ризалите над балконом расположено

трехчастное окно в виде узких проемов прямоуголь

ной формы, средний из которых — бал

конная дверь. В простенках между цен

тральными боковыми ризалитами

оконные проемы с лучковым заверше

нием, разделенные вертикальной стой

кой. Проемы в виде замочной скважи

ны и лучковые оконные перемычки

верхнего этажа обведены плоской рус

товкой из крупных камней с выделен

ным замковым камнем, декорирован

ным «бриллиантовой гранью». Про

странство над окном в центральном ри

залите украшено чередой квадратных

кессонов с лепными вставками расти

тельного орнамента.

Подоконное пространство верхних

окон в боковых ризалитах заполнено

прямоугольными филенками с лепным

орнаментом растительного характера.

Согласно проектному решению по центру орнамен

тированных филенок располагалась женская маска,

это подтверждают и натурные исследования.

Оштукатуренный фасад увенчан профилирован

ным карнизом небольшого выноса, раскрепованным

по пилястрам центрального ризалита и разорванным

на пилястрах боковых ризалитов. Под ним идет пояс

лепного фриза растительного рисунка, который так

же раскрепован по пилястрам центрального ризали

та и оборван на боковых ризалитах. При выполнении

обмерных работ было отмечено, что высота карниза и

фриза соответствует высоте аналогичных элементов

дома Флеера, примыкающего с запада. Более того,

растительный рисунок фриза на обоих зданиях абсо

лютно идентичен. Таким образом, дом Бородкина ор

ганично вписан в окружающую архитектурную сре

ду, несмотря на новаторский фасад в стиле модерн.

Междуэтажное членение выполнено разорван

ными на ризалитах неширокой мелкопрофилирован

ной тягой и двумя подоконными тягами под окнами

второго этажа с лепным растительным орнаментом

между ними. Высокий, раскрепованный по пиляст

рам цоколь выделен уступом с обратным гуськом.

Углы ризалитов обработаны широкими пиляст

рами, имеющими по три вертикальные накладки в

уровне второго этажа. На южном дворовом фасаде

расположены два входа, один из которых ведет на

черную лестницу.

Имеются металлические двустворчатые склад

ные ставни на окнах и центральном входе первого

этажа северного фасада и дощатые сплоченные

двустворчатые ставни на окнах нижнего этажа юж

ного фасада, что роднит здание с расположенными

рядом купеческими торговыми усадьбами. Скорее

всего, распашные металлические ставни на окнах

Фрагмент

северного фасада.

Лепной орнамент

в подоконном

пространстве