

и дверном проеме появились позже, чем
подлинные ролл ставни, следы крепле
ния которых обнаружены на стенах
главного северного фасада. Применение
нового для того времени технического
средства защиты от «лихих людей» бы
ло новаторским для купеческого Ени
сейска.
Парадная лестница сохранила от
делку мелкоразмерной метлахской
плиткой и кованое ограждение модер
нового рисунка. В интерьере большого
зала на верхнем этаже уцелели канне
лированные ионические пилястры, из
разцовые печи с развитыми карнизами
растительного рисунка. До недавнего
времени на втором этаже сохранялся
крупный камин, облицованный израз
цами с характерным для модерна рисунком (в насто
ящее время он утрачен). Использование в интерьере
камина абсолютно не характерно для провинциаль
ных интерьеров сибирских городов и говорит о про
никновении европейских буржуазных вкусов в си
бирскую глубинку.
Долгое время оставалось неизвестным имя архи
тектора, построившего дом А.М. Бородкина. Предпо
лагалось, что проект выполнил один из енисейских
губернских архитекторов. Однако некоторые худо
жественные и композиционные приемы, использо
ванные при решении фасадов, с большой долей веро
ятности указывают на причастность к его постройке
красноярского архитектора Леонида Александрови
ча Чернышева, одного из ярких и самобытных сибир
ских архитекторов начала XX века.
Наиболее близки по композиции и
художественному решению фасадов к
дому Бородкина трехэтажный дом С.П.
Токарева в Красноярске (ул. Мира, 76),
а также собственный дом архитектора в
Красноярске (ул. Марковского, 21). Это
установили исследователи Е. Гераси
менко, И. Купрякова. В фондах Красно
ярского краеведческого музея они об
наружили чертежи дома Бородкина,
выполненные Л.А. Чернышевым. С до
мом С.П. Токарева енисейский дом А.М.
Бородкина объединяет архитектурная
композиция с трехчастным делением
фасадов повышенными ризалитами,
применение окна в форме замочной
скважины, а также сквозного проезда
по крайней оси фасада. Кроме того, схо
жими являются декоративные элементы в нишах
ризалитов. В наружном оформлении дома С.П. Тока
рева использованы женские маски, сохранившиеся
до настоящего времени. Установленное авторство
зданий памятников, а также наличие в Государ
ственном архиве Красноярского края чертежей по
зволяет доказательно воссоздать утраченные деко
ративные элементы на фасадах дома А.М. Бородки
на в Енисейске.
Профессиональный уровень Леонида Александ
ровича Чернышева оказался достаточным, чтобы
вписать здание в стиле модерн в архитектурную сре
ду купеческого Енисейска. Оригинальный дом Бород
кина не разрушает сложившейся в XIX веке застрой
ки, а обогащает ее, выделяясь неповторимой пласти
кой модерна.
56
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дом А.М. Бородкина в Енисейске до реставрации.
Фото А. Тарунова, 2008 г.
Леонид
Александрович
Чернышев
(1875–1932)
Дом Бородкина. Чертеж Л.А. Чернышева.
Красноярский краеведческий музей