

71
IV. ЭХО УШЕДШЕГО
ГОРОДСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Подобные захоронения обнаружены и на терри
тории Троицкой церкви. Там же обнаружено уни
кальное для позднерусской традиции погребальное
строение — так называемый убогий дом, или ску
дельница, представлявший собой рубленый из бре
вен погреб с деревянным входом в виде коридора
пандуса. В расчищенной половине погреба найдены
перемешанные антропологические останки и парци
альные части скелетов 60 индивидов. В православной
традиции скудельницы строились для временного
хранения умерших внезапной («невольной») смертью
без покаяния и причастия — «невольных», или «за
ложных», покойников (удавленников, утопленников,
замерзших, самоубийц, странников и др.). Размеща
лись они, как правило, за пределами города и «состо
яли из ямника, опущенного в землю с напогребицею:
при них бывала часовня для пристанища крестному
ходу или церковь»
9
. Такая постройка присутствует
на чертеже Енисейска 1697 года — южнее посада в
отдалении от города изображено здание с крестом на
крыше, подписанное как «Убогий дом». Несколько
позднее здесь возникает Божедомская (Богородиц
кая) церковь, первое упоминание которой в докумен
тах относится к 1720 году
10
. Весьма своеобразен обряд
последующего перезахоронения умерших из ску
дельниц, производимый в определенные дни в про
цессе крестного хода для отправления общей пани
хиды:
«Ежегодно в седьмую седмицу по Пасхе, в чет
верг на Троицкой неделе, когда церковь наша поми
нает всех прежде почивших отец и братии и когда
приносит Богу очистительныя молитвы и жерт
вы о душахъ их, бывал туда из ближайшего монас
тыря или собора крестный ход и сбирался народ с
гробами, одеждами и саванами для мертвых: благо
честивые сами из усердия рыли ямы, разбирали
голыми руками тела, и по христианскому милосер
дию, не гнушаясь отвратительного вида и запаха
трупов, из коих многие лежали по полугоду в ямнике
Убогого дома, опрятывали оные, клали в гробы, опус
кали в приготовленные ямы и зарывали; иные при сем
случае находили своих родных или знакомых без вес
ти пропавших»
11
. Запрещать этот обряд в России на
чали только с середины XVIII века и окончательно
упразднили при Екатерине II указом от 1771 года пос
ле чумного мора в Москве.
Остатки самой Богородицкой церкви, сгоревшей
в 1725 году, обнаружены севернее каменного здания
Троицкого храма. Они представляли собой нижние
венцы клети основного объема здания и выполнен
ную перерубом алтарную часть, расположенную с
восточной стороны. Интересно, что церковь была по
строена на месте средневекового могильника енисей
ских кыргызов, датируемого XII–XVI веками. В ходе
раскопок исследованы 5 погребений, произведенных
по так называемому обряду трупосожжения на сто
роне, при котором непосредственно на кладбище
закапывали только кремированные останки, а сам
обряд кремации умершего производился в другом
месте. Сопроводительный инвентарь исследованных
могил представлен железными и бронзовыми нако
нечниками стрел и копий, ножами, теслами и др.
Помимо исследований погребений в процессе
работ при храмах удалось проследить некоторые
эпизоды их архитектурной истории. Так, в районе
алтарной части Богоявленского собора открылись
нижние венцы сгоревшей бревенчатой постройки.
По всей вероятности, это остатки сгоревшей в пожаре
1703 года деревянной Богоявленской церкви, постро
енной во 2 й пол. XVII века. Перед главным входом в
храм с западной стороны расчищено основание
крыльца паперти, выполненное из массивных плит
песчаника. С северной стороны колокольни найдены
Кирпичные склепы XIX в. на некрополе Богоявленского
собора.
2015 г.
Скудельница XVII в. на территории некрополя
Троицкой церкви.
2016 г.