Previous Page  71 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 71 90 Next Page
Page Background

71

IV. ЭХО УШЕДШЕГО

ГОРОДСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Подобные захоронения обнаружены и на терри

тории Троицкой церкви. Там же обнаружено уни

кальное для позднерусской традиции погребальное

строение — так называемый убогий дом, или ску

дельница, представлявший собой рубленый из бре

вен погреб с деревянным входом в виде коридора

пандуса. В расчищенной половине погреба найдены

перемешанные антропологические останки и парци

альные части скелетов 60 индивидов. В православной

традиции скудельницы строились для временного

хранения умерших внезапной («невольной») смертью

без покаяния и причастия — «невольных», или «за

ложных», покойников (удавленников, утопленников,

замерзших, самоубийц, странников и др.). Размеща

лись они, как правило, за пределами города и «состо

яли из ямника, опущенного в землю с напогребицею:

при них бывала часовня для пристанища крестному

ходу или церковь»

9

. Такая постройка присутствует

на чертеже Енисейска 1697 года — южнее посада в

отдалении от города изображено здание с крестом на

крыше, подписанное как «Убогий дом». Несколько

позднее здесь возникает Божедомская (Богородиц

кая) церковь, первое упоминание которой в докумен

тах относится к 1720 году

10

. Весьма своеобразен обряд

последующего перезахоронения умерших из ску

дельниц, производимый в определенные дни в про

цессе крестного хода для отправления общей пани

хиды:

«Ежегодно в седьмую седмицу по Пасхе, в чет

верг на Троицкой неделе, когда церковь наша поми

нает всех прежде почивших отец и братии и когда

приносит Богу очистительныя молитвы и жерт

вы о душахъ их, бывал туда из ближайшего монас

тыря или собора крестный ход и сбирался народ с

гробами, одеждами и саванами для мертвых: благо

честивые сами из усердия рыли ямы, разбирали

голыми руками тела, и по христианскому милосер

дию, не гнушаясь отвратительного вида и запаха

трупов, из коих многие лежали по полугоду в ямнике

Убогого дома, опрятывали оные, клали в гробы, опус

кали в приготовленные ямы и зарывали; иные при сем

случае находили своих родных или знакомых без вес

ти пропавших»

11

. Запрещать этот обряд в России на

чали только с середины XVIII века и окончательно

упразднили при Екатерине II указом от 1771 года пос

ле чумного мора в Москве.

Остатки самой Богородицкой церкви, сгоревшей

в 1725 году, обнаружены севернее каменного здания

Троицкого храма. Они представляли собой нижние

венцы клети основного объема здания и выполнен

ную перерубом алтарную часть, расположенную с

восточной стороны. Интересно, что церковь была по

строена на месте средневекового могильника енисей

ских кыргызов, датируемого XII–XVI веками. В ходе

раскопок исследованы 5 погребений, произведенных

по так называемому обряду трупосожжения на сто

роне, при котором непосредственно на кладбище

закапывали только кремированные останки, а сам

обряд кремации умершего производился в другом

месте. Сопроводительный инвентарь исследованных

могил представлен железными и бронзовыми нако

нечниками стрел и копий, ножами, теслами и др.

Помимо исследований погребений в процессе

работ при храмах удалось проследить некоторые

эпизоды их архитектурной истории. Так, в районе

алтарной части Богоявленского собора открылись

нижние венцы сгоревшей бревенчатой постройки.

По всей вероятности, это остатки сгоревшей в пожаре

1703 года деревянной Богоявленской церкви, постро

енной во 2 й пол. XVII века. Перед главным входом в

храм с западной стороны расчищено основание

крыльца паперти, выполненное из массивных плит

песчаника. С северной стороны колокольни найдены

Кирпичные склепы XIX в. на некрополе Богоявленского

собора.

2015 г.

Скудельница XVII в. на территории некрополя

Троицкой церкви.

2016 г.