

77
IV. ЭХО УШЕДШЕГО
РАСКОПКИ ЗЕЛЕЙНОГО ПОГРЕБА
Проект музейной экспозиции. Руинированные остатки входной группы порохового погреба (кирпичные ступени
лестницы и стены коридора спуска)
месте. Это свидетельство самого
бурного и интересного периода
развития Енисейска в бытность
его главным городом всей Цент
ральной и Восточной Сибири.
Археологами предложен иде
альный проект исторической
реконструкции обнаруженных
в процессе раскопок остатков
погреба. Здесь, с северо запад
ной стороны колокольни Бого
явленского собора, необходимо
создать музей, который должен
стать одним из ключевых пунк
тов притяжения для туристов.
Входной павильон мыслит
ся как прямоугольный объем с
двускатной кровлей. Проем
входа в него закрывается
глухой железной дверью, со
ответствующей историческо
му описанию погреба. Осталь
ные проемы в стенах павильо
на заполняются светопрозрач
ными конструкциями, не ме
шающими восприятию объек
та культурного наследия. Ана
логичное решение подходит и
для кровли павильона. Это по
зволяет обеспечить естествен
ное освещение входной груп
пы, максимально облегчая
восприятие сооружения.
Вторым важным архитек
турным элементом музея дол
жен стать зенитный фонарь,
интегрированный с оградой и
мощением площади перед собо
ром. Через остекление фонаря
можно будет обозревать сохра
нившуюся каменную лестницу
порохового погреба с улицы.
Эвакуацию в случае чрез
вычайных происшествий, а
также доступ для маломобиль
ных посетителей предлагается
вести по лестнице, оборудован
ной наклонным подъемником.
Она может располагаться с за
падной стороны погреба в при
ямке, защищенном от атмо
сферных осадков стеклянным
объемом.
При создании музея в поро
ховом погребе XVII века долж
ны быть сохранены подлинные
архитектурные конструкции
на фоне современных элемен
тов экспозиции.
Базовым элементом истори
ческой реконструкции являет
ся само здание музея, пред
ставляющее собой реплику
оригинального порохового по
греба Енисейского острога
XVII века. Основные конструк
тивные элементы постройки
выполнены на основании дан
ных, полученных при непо
средственном археологическом
изучении сооружения. Музей
представляет собой деревян
ный сруб, состоящий из трех
камер — центральной (8 х 8 м)
и двух боковых (6 х 6 м). Общая