92
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Енисейск. 17 июля 1914 г.
Енисейск. Ограда Рождественской церкви. 1914 г.
на центральной площади Енисейска, в здании кото-
рой располагался в то время Енисейский музей. Глав-
ный акцент в рисунке не на затейливых узорах окон,
они служат лишь фоном для предметов быта, каждый
из которых хранит свою интересную историю.
Следующую работу Каратанов выполнил на дру-
гой стороне речки Мельничной, у ограды Христо-
рождественского монастыря. На рисунке «Ограда
Рождественской церкви» изображены входные воро-
та со стороны реки с уже покосившимися полотна-
ми, уютная береговая аллея, усаженная молодыми
деревьями. Игра тени и света подчеркивает глубину
листвы за мощными кирпичными стенами, постро-
енными еще в 1829 году по проекту губернского
архитектора Воцкого.
У стен другого монастыря, Спасо-Преображен-
ского, на болотистой влажной Ручейной улице рас-
кинулась Сенная площадь, на которой безмятежно
пасутся коровы. С умилением прорисованы худож-
ником деревянные домики, которые лепятся друг к
другу по сторонам площади. Величаво возвышается
на вершине холма надвратная церковь Захария и
Елизаветы, в глубине монастырского двора тонет в
облаке зелени Спасская церковь.
Ощущение интерьера, а не экстерьера присуще
всем работам Каратанова в Енисейске. Сенная пло-
щадь, несмотря на немалый размер, выглядит уют-
ной. В панораме от места впадения Мельничной в
Енисей Каратанов отразил характер города — нето-
ропливую жизнь, любование природой, величавость
церквей, — который особенно ярко ощущается в бе-
реговой панораме. На широком прогретом солнцем
берегу среди небольших хозяйственных строений
разбросаны лодки, штабели стройматериалов. На
фоне невысокой деревянной застройки, перемежаю-
щейся с зелеными зарослями, высятся вертикали цер-
квей — Преображенской и Богоявленской.
Рисунки Каратанова ценны для исследователей
Енисейска тем, что они дают возможность уловить
атмосферу уже утраченных или изменившихся за
столетие уголков Енисейска. Каменная ажурная
архитектура старинного города воспринимается
изысканной декорацией к «натюрмортам» из предме-
тов быта, фонарей и оград. Каратанов не использовал
эффектные ракурсы, но его работы многоплановы и
не оставляют равнодушным зрителя, выводя его за
границы времени.
Енисейск. 13 июля 1914 г.