91
V. ГОРОД И ГОРОЖАНЕ
СЕМЬ РИСУНКОВ ДМИТРИЯ КАРАТАНОВА
ствии эта тема практически исчезла из творчества
художника, так как в советское время он больше ра-
ботал над историческими, и в особенности историко-
революционными сюжетами. Но его продолжала
привлекать тема сибирского пейзажа.
В Енисейске Д.И. Каратанова в первую очередь
привлек узорчатый декор церквей на зеленых берегах
речки Мельничной при впадении в Енисей. На одной
из работ художник запечатлел часовенку Николая
Чудотворца у северного придела церкви Воскресе-
ния. В этом месте фигурная каменная ограда делает
изящный поворот и образует уютную площадку пе-
ред входом в ограду.
Площадка часовенки на бровке
береговой линии покрыта травой, а за ней открывают-
ся взгляду заливные луга и острова на Енисее. Легкие
штрихи подчеркивают яркость залитых солнцем беле-
ных стен, особенно сочной смотрится на их фоне пыш-
ная зелень в ограде церкви.
Енисейск. Ограда церкви Воскресения. 11 июля 1914 г.
Уголок Енисейска. 12 июля 1914 г.
Двор енисейского музея. 13 июля 1914 г.
Ажурная каменная ограда Воскресенской церкви
была построена в последней четверти XVIII века и
первоначально имела ворота с южной и западной сто-
рон. Позднее западные ворота были заложены, а на
северном участке ограды появились новые ворота с
калиткой и та самая часовенка, которую изобразил
Каратанов.
Подобная часовенка стояла и с южной
стороны Воскресенской церкви, но художник вы-
брал ракурс чуть левее, в который попала только
причудливая ограда с башенками. За закрытыми во-
ротами узорчатые пояски храмового четверика и ал-
тарной апсиды, уютные уголки церковного двора в
тени деревьев.
Двухэтажный каменный дом, запечатленный
Каратановым на рисунке от 12 июля 1914 года, не
сохранился, вероятнее всего, он тоже располагался
на берегу; на переднем плане виден крутой спуск.
Художник любуется деталями фонаря, палисадни-
ка и резных ворот.
Каратанов не любил постановочных сцен, его
влекла естественность, он сосредоточивался не на
«внешнем», а на «внутреннем». Везде и во всем он
всматривался в глубину, в душу природы, человека
или вещей, как и Суриков, стремился «каждой вещи
душу постичь», передать аромат жизни, скоротечной,
уходящей, неповторимой.
Зарисовка «Двор Енисейского музея» больше
похожа на натюрморт, с остяцкими лодками, об-
ломками старых нарт, отслужившими свою жизнь и
на реках, и в экспонатах музея. Мы видим двор го-
родской управы, построенной в середине XVIII века