Previous Page  91 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 91 90 Next Page
Page Background

91

V. ГОРОД И ГОРОЖАНЕ

СЕМЬ РИСУНКОВ ДМИТРИЯ КАРАТАНОВА

ствии эта тема практически исчезла из творчества

художника, так как в советское время он больше ра-

ботал над историческими, и в особенности историко-

революционными сюжетами. Но его продолжала

привлекать тема сибирского пейзажа.

В Енисейске Д.И. Каратанова в первую очередь

привлек узорчатый декор церквей на зеленых берегах

речки Мельничной при впадении в Енисей. На одной

из работ художник запечатлел часовенку Николая

Чудотворца у северного придела церкви Воскресе-

ния. В этом месте фигурная каменная ограда делает

изящный поворот и образует уютную площадку пе-

ред входом в ограду.

Площадка часовенки на бровке

береговой линии покрыта травой, а за ней открывают-

ся взгляду заливные луга и острова на Енисее. Легкие

штрихи подчеркивают яркость залитых солнцем беле-

ных стен, особенно сочной смотрится на их фоне пыш-

ная зелень в ограде церкви.

Енисейск. Ограда церкви Воскресения. 11 июля 1914 г.

Уголок Енисейска. 12 июля 1914 г.

Двор енисейского музея. 13 июля 1914 г.

Ажурная каменная ограда Воскресенской церкви

была построена в последней четверти XVIII века и

первоначально имела ворота с южной и западной сто-

рон. Позднее западные ворота были заложены, а на

северном участке ограды появились новые ворота с

калиткой и та самая часовенка, которую изобразил

Каратанов.

Подобная часовенка стояла и с южной

стороны Воскресенской церкви, но художник вы-

брал ракурс чуть левее, в который попала только

причудливая ограда с башенками. За закрытыми во-

ротами узорчатые пояски храмового четверика и ал-

тарной апсиды, уютные уголки церковного двора в

тени деревьев.

Двухэтажный каменный дом, запечатленный

Каратановым на рисунке от 12 июля 1914 года, не

сохранился, вероятнее всего, он тоже располагался

на берегу; на переднем плане виден крутой спуск.

Художник любуется деталями фонаря, палисадни-

ка и резных ворот.

Каратанов не любил постановочных сцен, его

влекла естественность, он сосредоточивался не на

«внешнем», а на «внутреннем». Везде и во всем он

всматривался в глубину, в душу природы, человека

или вещей, как и Суриков, стремился «каждой вещи

душу постичь», передать аромат жизни, скоротечной,

уходящей, неповторимой.

Зарисовка «Двор Енисейского музея» больше

похожа на натюрморт, с остяцкими лодками, об-

ломками старых нарт, отслужившими свою жизнь и

на реках, и в экспонатах музея. Мы видим двор го-

родской управы, построенной в середине XVIII века