

81
IV. ЭХО УШЕДШЕГО
ФРАГМЕНТЫ ЕНИСЕЙСКИХ ИЗРАЗЦОВ
ными изразцами, найденными при
раскопках усадьбы Баландина,
дома Кытманова, дома Дементье-
ва и здания бывшего уездного
училища. Отсутствуют целые из-
разцы; найденные экземпляры
представлены фрагментами пере-
мычек, пояска и лицевых израз-
цов, среди которых наиболее ин-
тересен лицевой изразец с изо-
бражением льва и зеркально вы-
полненной надписью «ЛЕВЪ».
Изготовлены они из «местной»
красной глины с большим количе-
ством примесей, имеют коробча-
тую румпу. Аналогичные пере-
мычки также известны в Москве и
датируются концом XVI — 1-й
пол. XVII века.
Енисейское изразцовое дело
2-й пол. XVIII века представлено
красноглиняными полихромными
рельефными плитками, найденны-
ми во многих частях города, веро-
ятно, самым массовым видом этих
изделий (более 300 экземпляров).
Впервые енисейские печные
полихромные изразцы описал
красноярский архитектор К.Ю.
Шумов на основании экземпля-
ров, найденных им в 1997 году
при реставрации гостиного двора
и в 2003 году в придельном храме
Покрова Богородицы Спасского
собора. По мнению исследовате-
ля, найденные изразцы относятся
к изделиям енисейского мастера
Ивана Фадеевича Попова, упомя-
нутого в документах о ремонтах
печей в 1773 и 1775 годах
6
.
В письменных источниках,
относящихся к последней трети
XVIII столетия, появляются све-
дения об изразцовых печах в
«обывательских домах». Соглас-
но описи имущества енисейского
купца Данила Верховцова от
1776 года, в горнице его дома
имелась «печь кирпишна мурав-
лена». В подклете горницы стояла
еще одна кирпичная печь
7
.
В течение XVIII века в Ени-
сейске появляется ряд каменных
приходских и монастырских хра-
мов (Богоявленский собор, Вос-
кресенская церковь, Преображен-
ская гостинодворская церковь,
монастырская Спасская церковь,
Троицкая церковь) с «теплыми»
приделами, которые могли отап-
ливаться изразцовыми печами.
Уверенно можно говорить о нали-
чии такой печи в Богоявленском
соборе, где найдены в большом
количестве полихромные израз-
цы. Наиболее интересны из них
фрагменты печного изразцового
клейма, представленного частями
лицевых изразцов и изразца-кар-
низа. Рельефный орнамент выпол-
нен на белом и зеленом фоне в
виде косых волн и переплетения
стеблей с желтыми, голубыми и
коричневыми цветами.
Похожие элементы печного
клейма найдены при раскопках у
здания флигеля усадьбы А.Г. Ко-
бычева. От печи Богоявленского
собора их отличает другая цвето-
вая гамма. Такие клейма обычно
Фрагмент муравленого лицевого
изразца с изображением
двуглавого орла
Фрагмент красноглиняного
рельефного изразца перемычки
Фрагмент красноглиняного
рельефного лицевого изразца
с изображением льва и надписью
Красноглиняный полихромный
рельефный изразец — карниз
от составного печного клейма