Previous Page  81 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 81 90 Next Page
Page Background

81

IV. ЭХО УШЕДШЕГО

ФРАГМЕНТЫ ЕНИСЕЙСКИХ ИЗРАЗЦОВ

ными изразцами, найденными при

раскопках усадьбы Баландина,

дома Кытманова, дома Дементье-

ва и здания бывшего уездного

училища. Отсутствуют целые из-

разцы; найденные экземпляры

представлены фрагментами пере-

мычек, пояска и лицевых израз-

цов, среди которых наиболее ин-

тересен лицевой изразец с изо-

бражением льва и зеркально вы-

полненной надписью «ЛЕВЪ».

Изготовлены они из «местной»

красной глины с большим количе-

ством примесей, имеют коробча-

тую румпу. Аналогичные пере-

мычки также известны в Москве и

датируются концом XVI — 1-й

пол. XVII века.

Енисейское изразцовое дело

2-й пол. XVIII века представлено

красноглиняными полихромными

рельефными плитками, найденны-

ми во многих частях города, веро-

ятно, самым массовым видом этих

изделий (более 300 экземпляров).

Впервые енисейские печные

полихромные изразцы описал

красноярский архитектор К.Ю.

Шумов на основании экземпля-

ров, найденных им в 1997 году

при реставрации гостиного двора

и в 2003 году в придельном храме

Покрова Богородицы Спасского

собора. По мнению исследовате-

ля, найденные изразцы относятся

к изделиям енисейского мастера

Ивана Фадеевича Попова, упомя-

нутого в документах о ремонтах

печей в 1773 и 1775 годах

6

.

В письменных источниках,

относящихся к последней трети

XVIII столетия, появляются све-

дения об изразцовых печах в

«обывательских домах». Соглас-

но описи имущества енисейского

купца Данила Верховцова от

1776 года, в горнице его дома

имелась «печь кирпишна мурав-

лена». В подклете горницы стояла

еще одна кирпичная печь

7

.

В течение XVIII века в Ени-

сейске появляется ряд каменных

приходских и монастырских хра-

мов (Богоявленский собор, Вос-

кресенская церковь, Преображен-

ская гостинодворская церковь,

монастырская Спасская церковь,

Троицкая церковь) с «теплыми»

приделами, которые могли отап-

ливаться изразцовыми печами.

Уверенно можно говорить о нали-

чии такой печи в Богоявленском

соборе, где найдены в большом

количестве полихромные израз-

цы. Наиболее интересны из них

фрагменты печного изразцового

клейма, представленного частями

лицевых изразцов и изразца-кар-

низа. Рельефный орнамент выпол-

нен на белом и зеленом фоне в

виде косых волн и переплетения

стеблей с желтыми, голубыми и

коричневыми цветами.

Похожие элементы печного

клейма найдены при раскопках у

здания флигеля усадьбы А.Г. Ко-

бычева. От печи Богоявленского

собора их отличает другая цвето-

вая гамма. Такие клейма обычно

Фрагмент муравленого лицевого

изразца с изображением

двуглавого орла

Фрагмент красноглиняного

рельефного изразца перемычки

Фрагмент красноглиняного

рельефного лицевого изразца

с изображением льва и надписью

Красноглиняный полихромный

рельефный изразец — карниз

от составного печного клейма