Previous Page  86 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 86 90 Next Page
Page Background

Блаженный вполне довольст

вовался своим жилищем, и когда

его звали в Енисейск, долго не со

глашался, упирая на то, что ему

«надо посоветоваться с келлию

своей». В «Сказании о жизни и

подвигах в Бозе почившего старца

Даниила» (1887) говорится, что

«его келья — совершенный гроб, в

котором он пребывал голый, а пла

тье свое оставлял в сенях, ибо в

ней только мог поместиться на ко

ленях, да молитвы возносить ко

Господу Богу». В землянках пре

подобный проживал большую

часть года. Жилище Даниила в де

ревне Зерцалы современники опи

сывали как двухкамерную по

стройку, состоящую непосред

ственно из камеры кельи, где он

проживал, и сеней, где принимал

посетителей и оставлял свою

одежду перед сном. Сама келья

действительно имела вид гроба «с

окном в медный гривенник». По

свидетельству протоиерея В.Д. Ка

сьянова, келья углублялась на

глубину на 6 четвертей (1,06 м),

имела длину и «вышину» по 2 ар

шина (1,42 м), и ширину 12 верш

ков (0,53 м). Позже землянка была

вписана в архитектуру каменной

В ней старец «сильно угорел… и

кое как приполз в служительский

дом», отчего впоследствии и скон

чался.

Планиграфия изученной по

стройки схожа с планом землянки

в деревне Зерцалы. Она представ

ляет собой длинный коридор вхо

да, через который попадали в по

мещение с кирпичной печью внут

ри. По центру западной стены теп

лой комнаты располагался вход в

еще одну камеру, которая в раско

пе изучена частично. Можно пред

положить, учитывая консерватив

ность старца, что землянка в Ени

сейске была построена по примеру

его предыдущего жилья, возмож

но, с учетом возраста и болезней.

Судя по археологическим

данным, после 1843 года в зем

лянке совершались поминаль

ные обряды, о которых свиде

тельствуют посуда и лампада.

Почитание места проживания

старца активно практиковалось

и в деревне Зерцалы, где зем

лянка считалась предметом по

клонения православных палом

ников, что объясняется верой в

чудеса, происходившие в жили

ще и на могиле старца Даниила.

Землянка Даниила Ачинского

погибла в пожаре 1869 года, унич

тожившего большую часть по

строек монастыря, в том числе и

каменную Христорождествен

скую церковь, располагавшуюся в

20 м южнее.

В 2015 году археологические

работы на территории монастыря

были направлены на поиск часовни

Даниила Столпника, в алтаре кото

рой находилась могила старца.

Удалось получить доступ на один

из частных огородов, расположен

ный юго восточнее келейного кор

пуса (ул. Ленина, 100), принадле

жащий В.А. Арутюняну. Здесь в

двух траншеях археологи зафик

сировали остатки кирпичной клад

ки, над которыми заложили раскоп

общей площадью 161 кв. м. Был

вскрыт основной объем часовни

86

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расчищенное основание часовни

Расчищенный алтарь часовни 1892 года.

2015 г.

церкви и стала важнейшей сак

ральной особенностью сельского

храма.

Сведений о жилище старца в

Енисейске практически не имеет

ся. Отмечается, что «землянуш

ка», выкопанная для Даниила к его

приезду по распоряжению игуме

ньи Евгении, находится на монас

тырском огороде недалеко от ке

лейного корпуса. Строилась зем

лянка заранее, видимо, в 1842 го

ду, так как Даниил приехал зимой.