72
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
рая предписывает предвари
тельную историко культур
ную экспертизу территорий».
Бесспорно, археологичес
кое обследование и историко
культурная экспертиза — са
мое мощное средство обнару
жения историко культурного
наследия на территориях, где
возможность его выявления
(до 2010 года) даже не предпо
лагалась «строительной обще
ственностью». Так было, на
пример, с выявлением много
слойных могильников камен
ного и бронзового веков в мно
гочисленных вологодских бо
лотах или с выявлением остат
ков средневековой вологод
ской крепости под памятником
архитектуры XIX века.
Однако повсеместно слы
шатся протесты строителей,
принуждаемых оплачивать
обязательную археологичес
кую экспертизу, что связано и
с задержкой строительных и
иных хозяйственных работ.
Девелоперы считают доста
точным основанием для прове
дения экспертизы только об
наружение представляющих
культурную или историчес
кую значимость объектов уже
во время работ. Это, безуслов
но, повышает уровень риска
проводимых работ, ведь цена
ошибки в данном случае — это
разрушение памятника, что
сопоставимо с уголовным пре
ступлением.
Ну а если на земельном
участке проведена предвари
тельная историко культурная
экспертиза и организовано
профессиональное археологи
ческое наблюдение за строи
тельством, риски нарушения
закона сводятся к нулю, но та
кую роскошь подстраховки
желают немногие подрядчики.
Правовая реальность тако
ва: издав в недавнем времени
Федеральный закон от 3 авгус
та 2018 г. № 342 ФЗ, законода
тель пошел по пути организа
ции «резерваций для памятни
ков археологии» — территорий,
«имеющих основание предпола
гать» наличие на них объектов
археологического наследия ли
бо объектов, обладающих при
знаками объекта археологичес
кого наследия. Только на таких
территориях теперь будет про
водиться предварительная ис
торико культурная экспертиза
земельных участков. Критерии
определения указанных терри
торий и порядок утверждения
их границ предложено устано
вить Правительству Россий
ской Федерации.
По давней традиции сведе
ния о границах «резерваций
для памятников археологии
вслед за информацией о тер
риториях данных памятников
отнесены к «информации огра
ниченного доступа», что лиша
ет возможности включения их
в публичные реестры. Это об
рекает региональные органы
охраны объектов культурного
наследия на бесконечные об
винения в предвзятости при
ведении учета данных границ.
Если запрет на предоставле
ние «информации ограничен
ного доступа» будет столь же
неясно сформулирован, как и
запрет на публикацию сведе
ний о территориях памятни
ках, то данную информацию
возможно будет получить в
любых изданиях по археоло
гии, но только не в официаль
ных органах исполнительной
государственной власти.
В любом случае отказ от
предварительного археологи
ческого обследования земель
ведет к возрастанию рисков
утраты объектов археологи
ческого наследия и росту ко
личества преступлений в этой
сфере.
Отвечая на эти вызовы, ар
хеологам придется обследо
вать перспективные для хо
зяйственного развития терри
тории, для чего потребуется
вновь запустить государствен
ную программу выявления па
мятников. Другой путь — рас
ширять штаты контрольно
надзорных органов, возможно,
делегируя часть полномочий
общественным организациям,
представители которых станут
инспекторами, действующими
за границами историко куль
турных резерваций.