19
II. КАНВА СТОЛЕТИЙ
МАЛЫЙ ГОРОД С БОЛЬШОЙ ИСТОРИЕЙ
учеников гимназии» и т.п. Из
народных развлечений — мас
леничные гулянья, новогодние
карнавалы, цирковые пред
ставления.
В 1870–1890 е годы активно
обсуждалась
возможность
коммерческого использования
Северного морского пути. Пос
ле известного плавания Нор
деншельда английский капи
тан Дж. Виггенс совершил бо
лее двух десятков успешных
коммерческих рейсов из Анг
лии на Енисей, и вопрос о пре
вращении Енисейска в центр
сибирско европейской торгов
ли многие, в том числе англи
чане, считали решенным. В
1875 году енисейский купец
П.Е. Фунтасов за свой счет ор
ганизовал экспедицию, иссле
довавшую возможность соеди
нения каналом бассейнов Оби и
Енисея. Идея была поддержана
Министерством путей сообще
ния и Министерством финан
сов. Причем работы начались
не только на самом Обь Ени
сейском канале, но и на Ангаре,
поскольку справедливо счита
лось, что канал нужен не сам
по себе, а в комплексе с Анга
ро Енисейским путем. Енисей
ское купечество даже пыта
лось реализовать менее круп
ные проекты самостоятельно.
Так, енисейский золотопро
мышленник Харченко провел
изыскательские работы на
предмет строительства конно
железной дороги из Енисейска
на пристань на р. Чулым в с.
Бирилюссы. Но постройка и по
степенное увеличение про
пускной способности Трансси
бирской магистрали так или
иначе свели на нет альтерна
тивные транспортные проекты.
Участие енисейского городско
го головы Н.В. Востротина в со
вещании, проводившемся Ми
нистерством финансов о воз
можности восстановления ста
туса порто франко в устьях
Оби и Енисея в 1904 году, гово
рит скорее о выходе Востроти
на на общероссийскую полити
ческую сцену, чем о влиянии
окончательно ставшего уезд
ным центром города.
В начале ХХ века не оправ
дались надежды местного об
щества на возрождение торго
вого значения Енисейска как
центра не только региональной,
но и международной торговли.
Сворачивается идея использо
вания Обь Енисейского канала
для развития Северного мор
ского пути. Несколькими сотня
ми верст южнее прошла Вели
кая транссибирская магистраль
— город окончательно оформ
ляется как сугубо региональ
ный, местный центр, пребывав
ший в таком состоянии весь со
ветский период.