23
II. КАНВА СТОЛЕТИЙ
ЕНИСЕЙСК КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
городов Российского государства. Он также счи
тался одним из красивейших городов Сибири —
здесь работали знающие свое дело зодчие, кото
рые создали прекрасные образцы каменной
архитектуры.
Продольная улица бывшего острога (уже
разрезанная гостиным двором) ликвидируется
— главная магистраль, названная Большой ули
цей, с мостом через Толчею, прокладывается на
месте дороги, проходившей вдоль южной ост
рожной стены.
Путешественники, ученые, дипломаты, чей
путь пролегал через Енисейск, отмечали ве
личие береговой панорамы города. Норвежский
ученый Фритьоф Нансен, посетивший город в
1913 году, в своем путевом дневнике сделал та
кую запись: «Около часу дня мы начали разли
чать колокольни, а по мере приближения над
рекой стали вырастать зеленые и золотые купо
ла и белые стены церквей...».
Жесткая централизованная регламентация
периода позднего классицизма постепенно
смягчается, уступая место более свободному и
разнообразному применению архитектурных
форм, а городовое положение 1872 года, пере
давшее рядовую застройку в ведение городско
го управления, создает благоприятные условия
для развития местных особенностей в архитек
туре. Лицо города складывается из взаимодей
ствия унифицированной планировки с характе
ром природного рельефа, из неповторимой ком
бинации типовых элементов застройки, нако
нец, из интенсивной и податливой фасадной
пластики периодов эклектики и модерна, обра
зующей в результате неразрывное, органичес
кое единство всей градостроительной ткани. Но
особая роль, как, может быть, ни в каком другом
русском городе, принадлежит здесь архитек
турным доминантам ХVIII — начала XIX века.
Нарядные доминанты, выдающейся город
ской панорамы, позволявшие современникам
называть Енисейск сибирским Суздалем, были
утрачены в 1930 е годы, когда советская власть
перешла к активному наступлению на религию.
К началу 1990 х годов Богоявленский собор,
превращенный в кочегарку, Воскресенская и
Вид города и Енисея.
Нач. ХХ в.