Previous Page  24 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 90 Next Page
Page Background

24

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Троицкая церкви, служившие гаражом и авто

мастерской, сохранились лишь фрагментарно;

от Захарьевской церкви Спасского монастыря

остались руины; полностью утраченные Пре

ображенская, Христорождественская и обе

кладбищенские церкви завершают своеобраз

ный облик сибирского Суздаля. Да еще сохра

нившиеся кое где по дворам огромные двух

этажные бревенчатые амбары, деревянная

резьба фронтонов, фризов, оконных налични

ков напоминают о традиционном народном зод

честве Сибири.

В 1977–1978 годах Московским институтом

«Спецпроектреставрация» разрабатывался

проект охранных зон (авторы проекта В.Ю.

Кеслер, М.А. Нуждина, С.С. Попадюк). Тогда

впервые проводилось историко архитектурное

обследование города. По его итогам составлено

описание по типолого хронологическому прин

ципу: в каждом из четырех разделов — «Мона

стыри», «Храмы», «Жилые и гражданские об

щественные здания (каменные)» и «Деревян

ные дома и хозяйственные постройки» — па

мятники расположены в той последовательно

сти, в какой они возникали (насколько это было

возможно установить по письменным источни

кам и стилистическим признакам). Таким обра

зом, история русской архитектуры XVIII —

нач. ХХ века полностью представлена в за

стройке одного из малых городов Сибири. Про

ект охранных зон значительно облегчил задачу

восстановления исторической панорамы Ени

сейска к 400 летию города.

В преддверии 400 летнего юбилея города

восстанавливаются храмы, жилые и обще

ственные здания. Надвратная церковь Захария

и Елизаветы в Спасском монастыре первой вос

создана из руинированного состояния. Огромную

ценность представляют городская каменная за

стройка, жилые общественные здания и храмы

с декором в стиле енисейского барокко. Но глав

ное богатство сибирского города — деревянное

зодчество. Настоящие шедевры высокого строи

тельного искусства, несмотря на неблагоприят

ные особенности сибирского климата, сохрани

лись по сей день.

Лиственница и сосна служили основным

строительным материалом для жилых домов.

Эти породы и сегодня придают городу и его до

мам своеобразный колорит. Для украшения де

ревянных построек енисейские мастера исполь

зовали различные виды резьбы. Затейливое

кружево обрамляет наличники окон, фронтоны

и фризы домов, ворота. Дома оформлялись не

только деревянной резьбой, но и изделиями из

жести: резными дымниками и водостоками.

Исторические поселения (малые города или

значимые центры крупных городов) видятся

сегодня социокультурными объектами, где про

исходит формирование традиционных и инно

вационных форм культуры. Они становятся

своеобразными лабораториями сохранения и

развития пространственной среды и отдельных

сооружений, народных традиций, образа жизни

городского и сельского населения. Именно они

притягательны для развития туризма. При этом

исторический город не должен превращаться в

музей, где замирает жизнь.

Многие не верили в то, что у Енисейска есть

будущее. Но примеры, которые дала подготовка

к 400 летнему юбилею, доказывают, что даже

у столь удаленного от современных больших до

рог города есть ресурс для решительного шага

в будущее.

Типичная деревянная застройка на окраинах Енисейска

Фото О. Шильдиной, 2017 г.