29
II. КАНВА СТОЛЕТИЙ
ИСЧЕЗНУВШАЯ ЧАСОВНЯ ДАНИИЛА АЧИНСКОГО
Таким образом, часовня Дани
ила Столпника представляла со
бой стилизацию композиционных
приемов и форм московских хра
мов XVI–XVII веков с включени
ем отдельных «тоновских» эле
ментов. Среди целого ряда воз
можных архитектурных прообра
зов часовни особо следует назвать
Малый (Старый) собор Донского
монастыря, возведенный в 1591–
1593 годах, а также Казанский со
бор (1635–1636) на Красной пло
щади в Москве с их поздними ша
тровыми колокольнями. Приме
чательно, что обе упомянутые по
стройки, созданные по указам ца
рей, носили выраженный военно
мемориальный характер. Как из
вестно, Малый собор Донского мо
настыря построен на месте поход
ной церкви, располагавшейся в
главном стане русских воинов во
время нашествия на Москву хана
Казы Гирея. А Казанский собор
назван в честь чудотворной иконы
Божией Матери «Казанская» —
главной войсковой святыни опол
чения Минина и Пожарского.
Представляется вероятным, что
образ часовни Даниила Столпника
в Енисейске навеян архитектурой
московских храмов мемориалов. В
год 80 летия победы русского на
рода над нашествием «двунаде
сять языков» часовня над местом
упокоения старца Даниила посвя
щалась не только божьему пра
веднику, но и участнику Отечест
венной войны 1812 года.
Здание
часовни
Даниила
Столпника разрушено в 1920 х
годах — одним из первых среди
православных храмов Енисейска.
Хорошо сохранившиеся чертежи
часовни, выполненные граждан
ским инженером С.С. Худзин
ским, дают целостное представле
ние об утраченном архитектур
ном облике часовни Даниила
Столпника в Енисейске и пред
ставляют собой полноценную
основу для научно восстанови
тельной реконструкции.
размер окон был обусловлен необ
ходимостью хорошего освещения
интерьера.
Двухъярусная колокольня ча
совни из за своей незначительной
высоты играла менее заметную
роль в объемной композиции зда
ния. Ее четырехгранное основа
ние имело с трех сторон сквозные
арочные проемы, из которых за
падный сопровождался лестнич
ным маршем. Над основанием ко
локольни поднимался четырех
гранный ярус звона со сквозными
арками в каждой из граней. Верх
арочных пролетов колокольни
врезался в основание стройного
восьмигранного с небольшой глав
кой шатра, который служил за
вершением композиции всего со
оружения. Верх проемов основа
ния колокольни обрамляли архи
вольты килевидного очертания,
опиравшиеся на невысокие с пе
рехватами колонки. Аналогичные
по форме спаренные колонки раз
мещались на внешних поверхнос
тях устоев яруса звона.
Несмотря на сравнительно не
большие размеры, часовня Дании
ла Столпника благодаря своей
объемно пространственной ком
позиции, богатой пластике дета
лей и полихромной расцветке фа
садов была хорошо заметна в жи
вописном силуэте Христорождес
твенского монастыря. Особенно
красиво часовня выглядела в зим
ний период, эффектно контрасти
руя с белоснежным покровом. И в
то же время весьма тактично вне
дренная в сложившийся архитек
турный комплекс часовня воспри
нималась его неотъемлемой час
тью. Ее островерхая невысокая ко
локоленка хорошо сочеталась с
выдающейся по художественным
качествам шатровой колокольней
церкви Рождества Христова и ша
тровыми покрытиями башенок мо
настырской ограды. А декоратив
ный убор часовни гармонировал
с красивым узорочьем фасадов
Христорождественского храма.
Эскизный проект воссоздания
часовни Даниила Столпника.
Архитекторы К.Ю. Шумов,
Л.С. Чудинова.
2015 г.