28
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
потомственный дворянин Степан
Сергеевич Худзинский (1862–
1915), выпускник Петербургского
института гражданских инжене
ров (1886). С 1889 года С.С. Худ
зинский служил младшим архи
тектором в Управлении строи
тельной и дорожной частями при
иркутском генерал губернаторе.
Известно, что в том году он наря
ду с инженерами архитекторами
Штен фон Гвяздовским и баро
ном Розеном, гражданским инже
нером Тамулевичем и инженером
путей сообщения Быстржинским
принимал участие в освидетель
ствовании выстроенного в Иркут
ске нового кафедрального собора.
В последующие годы Худзинский
трудился архитектором в строи
тельном отделении при Енисей
ском губернском совете. В частно
сти, в 1892 году он наблюдал за
строительством красноярских ка
зарм, участвовал в обследовании
Пророко Ильинской церкви в се
ле Кекурском Красноярского
уезда. В 1893 году его имя упоми
нается в документах по инженер
ному обследованию здания дере
вянного католического костела во
имя Провидения Божия в Крас
ноярске. В 1894 году С.С. Худзин
ского назначили кольненским
уездным архитектором в Лом
жинскую губернию Царства
Польского.
Продольно осевая компози
ция часовни Даниила Столпника,
реализованная в соответствии с
проектом гражданского инженера
Худзинского, включала в себя
собственно храм с пятигранной
алтарной апсидой, небольшой
объем притвора и шатровую звон
ницу. План часовни имел кресто
образную форму, редкую для
православных храмов Енисейской
губернии. Главный кубический
бесстолпный объем часовни за
вершался «горкой» разновеликих,
расположенных «вперебежку»
килевидных кокошников, и увен
чивался одной массивной луко
Вид енисейского Иверского женского монастыря, где погребен старец
Даниил. Выделена часовня Даниила Ачинского.
Нач. XX в.
вичной главой на вертикально вы
тянутом круглом барабане. Ниж
ний ряд «горки» включал 12 ко
кошников, 8 из которых попарно
поднимались над каждой гранью
храмового четверика, а остальные
4 над его ребрами. Средний и верх
ний ряды кокошников имели по 8
элементов, убывавших в размерах
к верху.
При небольших размерах ча
совни декоративно пластический
убор ее фасадов имел укрупнен
ный масштабный строй, создавав
ший впечатление монументально
сти объема. Верхние и нижние зо
ны боковых стен «храмового чет
верика» имели различную пласти
ческую обработку, вследствие че
го воспринимались как самостоя
тельные ярусы. Облегченный ан
таблемент, завершавший стены
четверика, включал небольшого
выноса и простого профиля кар
низ с сухариковым поясом и ши
рокий фриз в виде поребрика,
подчеркнутого горизонтальной тя
гой. На боковых фасадах часовни
полоса фриза прерывалась вре
занными в стены полукруглыми
крышами ризалитов, а на восточ
ном фасаде — крышей алтарной
апсиды. Крупнообломный карниз,
протянутый вокруг четверика на
уровне импостов архивольтов,
скрывал истинную этажность объ
ема, отмечая несуществующее
междуэтажное перекрытие. Ниже
этого карниза объем четверика
опоясывал еще один промежуточ
ный карниз. Поверхности стен, за
ключенные между этими карниза
ми (на всех фасадах четверика),
украшали крупные квадратные
ширинки, утопленные в кирпич
ную кладку. Довольно высокий цо
коль четверика и алтарной апсиды
часовни украшали два ряда
«бриллиантового руста» из гори
зонтально вытянутых блоков.
Пластику стен ризалитов и алтаря
дополняли массивные, с «брилли
антовой» разделкой, кресты, нало
женные на плоскости стен.
Ризалиты северного и южного
фасадов основного объема часовни
перекрывались цилиндрическими
сводами, конструкции которых
выявлялись на фасадах крупными
килевидными архивольтами. Арки
архивольтов опирались на невы
сокие с перехватами полуколонки,
покоившиеся на уплощенных пье
десталах. Ризалиты имели по од
ному «венецианскому окну», фор
му которого автор почерпнул из
многочисленных образцовых про
ектов Константина Тона. Крупный