Previous Page  27 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 90 Next Page
Page Background

27

II. КАНВА СТОЛЕТИЙ

ИСЧЕЗНУВШАЯ ЧАСОВНЯ ДАНИИЛА АЧИНСКОГО

у енисейского епископа Павла до

зволения на ремонт часовни. В

своем обращении он писал: «С со

гласия госпожи настоятельницы

Енисейского женского монастыря

имею желание в лете сего года

возобновить на свой счет памят

ник над гробом блаженного Дани

ила совершенно в том виде, в ка

ком он существовал до пожара»...

Ответ от Енисейской консистории

последовал в мае 1871 года, в ко

тором рукой епископа Павла было

начертано: «Разрешаю и благо

словляю возобновить в том виде, в

каком он был устроен прежде по

прилагаемому при сем рисунку».

В конце декабря 1871 года настоя

тельница монастыря игуменья

Афанасия рапортовала епископу

Павлу об окончании работ по ре

монту памятника. В целом работы

по восстановлению монастырских

зданий завершились к 1872 году.

По отзыву енисейского епископа

Павла, монастырь был «благо

устроен в лучшем виде, чем был

прежде».

Часовня памятник над моги

лой старца Даниила изображена

между зданиями Христорождест

венской церкви и келейного кор

пуса на монастырском плане, со

ставленном до 1869 года. Другой

план монастыря с изображенной

на нем часовней датируется 1875

годом. Судя по этому чертежу,

план ее имел квадратные очерта

ния, традиционно символизиро

вал твердость христианской веры

и образ Небесного Града. Благода

ря краткому описанию, состав

ленному священником Д. Евтихи

евым, известны размеры построй

ки в плане. Протяженность каж

дой из ее граней в основании со

ставляла 3 аршина (213 см).

Архитектурный облик часовни

старца Даниила после ее ремонта

зафиксирован на ряде фотосним

ков 1880 х годов, хранящихся ны

не в Енисейском краеведческом

музее. Вертикально вытянутый

четырехгранный объем завер

Проект часовни Св. Даниила

Столпника. 1892 г. Архитектор

С.С. Худзинский.

Енисейский

краеведческий музей

Часовня Св. Даниила Столпника.

Фото нач. ХХ в.

Енисейский

краеведческий музей

формы. У западного фасада рас

полагалось небольшое крыльцо с

лестничным маршем и треуголь

ным фронтоном. Сдержанное де

коративное убранство оштукату

ренных и побеленных стен соот

ветствовало духу позднего клас

сицизма.

В таком виде часовня просу

ществовала до начала 1890 х го

дов. В конце июня 1892 года из

Енисейской духовной консисто

рии в Губернское строительное

отделение для рассмотрения «в

техническом отношении» посту

пил проект пристройки к этой ча

совне. В чертежах пристройки об

наружился ряд недочетов, и про

ект возвратился в консисторию с

требованиями замены предпола

гавшихся деревянных перекры

тий на каменные. Из последовав

шей переписки между духовными

властями и Губернским строи

тельным отделением следует, что

инициаторы переустройства ча

совни не только отказались от

идеи расширения здания, но и за

казали совершенно иной проект.

Новый чертеж поступил в Гу

бернское строительное отделение

в конце сентября 1892 года. 12 ок

тября проект одобрила комиссия

из членов Строительного отделе

ния в составе губернского инже

нера А.А. Фольбаума и губернско

го архитектора В.В. Конакотина, и

его завизировал енисейский гу

бернатор Л.К. Теляковский. В этот

же день одобренный проект от

правился в консисторию, которая

19 октября 1892 года выдала раз

решение на возведение нового

здания часовни, получившей имя

христианского аскета Даниила

Столпника.

Благодаря полностью сохра

нившемуся комплекту проектных

чертежей становится известным

не только первоначальный замы

сел постройки, но и имя ее автора.

Судя по подписи на чертежах зда

ния, датированных августом сен

тябрем 1892 года, проект составил

шался покрытой металлом фи

гурной крышей с установленным

на ней массивным крестом. Боко

вые фасады имели по одному

оконному проему прямоугольной