

рекомендовалось привлекать «са
мые широкие массы».
На территории Сибири самы
ми известными актами богоборче
ской эксгумации стали изъятия
мощей Иннокентия Иркутского и
Василия Мангазейского. Несмот
ря на детально прописанный по
рядок, все вскрытия отличались
разной степенью организованнос
ти. Изъятие останков Даниила
Ачинского привлекло не столь уж
много внимания. Все известные
сведения об этом святотатстве ос
нованы на записанных устных и
часто противоречивых воспоми
наниях участников события.
Вскрытие могилы Даниила
Ачинского проходило, по одним
сведениям, 1 мая 1920 года, по
другим — в апреле 1921 года. Се
кретарь Енисейского городского
комитета депутатов трудящихся
Г.Г. Башуров, член комиссии по
вскрытию мощей, описывает эти
события следующим образом.
Решение об эксгумации приняли
на митинге 1 мая 1920 года около
братской могилы красноармей
цев, похороненных за Успенским
собором. После оглашения реше
ния была создана специальная
комиссия, в состав которой вошел
доктор, представители енисей
ских госучреждений и духовен
ства. Г.Г. Башуров сообщает: «В
часовне было тесно, и вся опера
ция закончилась к обеду». По дру
гим сведениям, к вскрытию моги
лы приступили после разрушения
часовни и завершили работу пос
ле обеда. Из личных вещей стар
ца, найденных в могиле, упомина
ются расшитое полотенце и берес
тяной пояс. Среди антропологиче
ских находок фигурирует череп с
седой бородой, который впослед
ствии выставлялся в милиции и в
музее. Несмотря на широко рас
пространенную в то время прак
тику публичного обозрения остан
ков святых и праведников, надеж
ных свидетельств этому нет.
Последующая судьба изъятых
останков неясна. По одним данным,
их видели разбросаными по улице.
Согласно другим рассказам, после
публичного «представления» кости
Даниила закопали тут же в ограде.
На этом месте потом поставили
трансформаторную будку. Неко
торые свидетели указывали, что
кости первоначально погребли в
склепе с южной стороны Входоие
русалимской церкви на Абалацком
кладбище. После закрытия церкви
в 1930 х годах останки перенесли
на Севастьяновское кладбище и
захоронили напротив Крестовоз
движенской церкви. Сейчас мес
том захоронения старца принято
считать Севастьяновское кладби
ще, где около разрушенной Крес
товоздвиженской церкви установ
лен памятный крест.
В настоящее время террито
рия монастыря разгорожена и за
нята под огороды и частные
усадьбы. Из исторических по
строек на монастырской террито
рии сохранились Келейный кор
пус, построенный в 1830 х годах, и
здание церкви Иверской Богома
тери. Отдельные камни бутового
фундамента разрушенной Хрис
торождественской церкви и ча
совни Даниила Столпника собраны
в голгофу с установленным на ней
поклонным крестом. Здесь нахо
дятся обломки надмогильных
плит, собранных среди строитель
ного мусора.
В 1990 году удалось обнару
жить первый артефакт, связан
ный со старцем, — обломок чугун
ной могильной плиты с именем
и годами жизни Даниила Ачинско
го. Обстоятельства обнаружения
этой плиты неясны, нет сведений
ни об авторе находки, ни о месте ее
обнаружения.
В 2013–2015 годах на террито
рии монастыря велись целенап
равленные раскопки. Археологи
приступили к поиску землянки,
построенной к приезду старца в
1842 году, фундаментов часовни
Даниила Столпника 1892 года и
других архитектурных фрагмен
тов в надежде получить новые
данные о ее истории и облике, а
также выяснить судьбу останков
старца Даниила.
В 2013 году во дворе келейного
корпуса пробили разведочные
траншеи. В них оказались остатки
сгоревшей постройки с посудой на
полу. На следующее лето на этом
месте разбили раскоп площадью
32 кв. м. Была обнаружена и изуче
на сильно сгоревшая углубленная
Место захоронения останков
Даниила Ачинского
на Севастьяновском кладбище
84
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Надгробная плита с именем
Д. Делие (Делиенко)