

43
III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР от А до Я
Ц
енным, безусловно, считается сохранивше
еся наружное убранство Богоявленского со
бора. Оно выполнено в пышных формах уральско
го барокко и созвучно великолепным узорчатым
храмам Соликамска и Верхотурья, с которыми
енисейский храм имеет значительное сходство.
Закаленный многочисленными пожарами, восста
новленный и вновь разрушенный в советское вре
мя Богоявленский собор возродился почти бук
вально из пепла кочегарки и предстает сейчас в
лучшем своем архитектурном обличии.
Ч
резвычайно важной вехой в судьбе храма
стало принятое в 1980 году решение о поста
новке его на государственную охрану как памят
ника истории и культуры. В 1983 году Москов
ский институт «Спецпроектреставрация» соста
вил Паспорт и Учетную карточку памятника
Городская котельная в стенах Богоявленского собора.
Стоявшая на колокольне деревянная смотровая
площадка пожарных, между прочим, была тоже
исторической. Ее перенесли с так называемого
Дома воеводы, где в XIX в. находилось городское
полицейское управление, сразу после того
как там демонтировали деревянную каланчу.
Перед реставрацией храма вышка на колокольне
была утрачена
истории и культуры с привлечением краснояр
ских исследователей Ю.И. Гринберг и К.Ю. Шу
мова. В 1978 году тем же институтом были разра
ботаны под руководством профессора Московско
го архитектурного института О.И. Пруцына мате
риалы проекта зон охраны Енисейска. Полураз
рушенный Богоявленский собор с тех пор охваты
вала групповая охранная зона, в которую входи
ли еще 7 ценных, но точно так же разрушающихся
объектов исторического ядра Енисейска.
Ш
едевр русской архитектуры после этого
тем не менее еще долго оставался котель
ной. Шагом вперед в 2000 х годах стало предложе
ние по реставрации храма, подготовленное Коми
тетом по охране памятников истории и культуры
Красноярского края, выступившим заказчиком на
разработку научно проектной документации,
Фото А. Тарунова, 2005 г.