

А
теисты первых лет советской власти из
рядно поглумились над главным объектом
культурного наследия Енисейска — кафед
ральным собором, одним из шедевров русского ка
менного зодчества первой половины XVIII века.
Б
огоявленский собор — первый каменный храм
города — признавался многими путешествен
никами красивейшим от Урала до Байкала, пора
жая необычным силуэтом, статной мощью, вели
колепием наружного и внутреннего убранства. То,
что вчера считалось святыней и произведением
искусства, еще недавно представляло собой абсо
лютно бесформенное строение с нелепой вышкой,
окруженное горами угля и отработанного шлака.
Из пронзавших небо железных труб, как из крема
тория, валили смрадные потоки смоляного чада,
заполняя хрустальный енисейский воздух и оседая
на снежные крыши старинных жилых домов. И вот
после десятилетней реставрационной работы нам
возвращается смолкшая на век (но не навсегда!) ар
хитектурная симфония сияющих на солнце крестов
и золоченых главок, все великолепие сложного ка
менного узорочья, дающего причудливую игру све
тотени. Воистину великое событие, Господи!
В
богатой строительной истории енисейского
Богоявленского собора встречалось много не
ясностей. Исследователи сибирского каменного
зодчества до недавних пор противоречиво датиро
вали постройку — одни началом XVIII века, другие
1730 ми годами. Только комплексное изучение до
кументальных источников в сопоставлении с ре
зультатами натурных исследований позволило
знатоку сибирской архитектуры К.Ю. Шумову от
вергнуть мнение о строительстве в Енисейске двух
каменных Богоявленских соборов и доказать, что
он сооружался единожды в 1709–1712 годах.
Г
лавной культовой постройкой древнейшего
Енисейска, если начать сначала, была деревян
ная церковь Введения Пресвятой Богородицы, по
строенная в остроге в 1625 году. Другую деревянную
церковь енисейцы поставили в конце 1620 х годов
уже за острожными укреплениями, к западу от них.
В 1647 году енисейский воевода Фёдор Полибин,
сообщая в Сибирский приказ о состоянии острож
ных укреплений, назвал среди прочих построек
деревянную церковь Богоявления, которая имела
два придельных храма — Николая Чудотворца и
Михаила Малеина. В подклете храма, стоявшего в
окружении посадских домов, хранились хлебные и
соляные «красноярские запасы». К 1667 году, после
расширения городских укреплений при воеводе
К.Я. Яковлеве, Богоявленская церковь оказалась
внутри острога. Местоположение церкви и ее архи
тектурный облик зафиксированы на чертежах «го
роду Енисейску» в Чертежной книге сибирского
картографа Семёна Ремезова, составленной в самом
конце XVII века. На одном рисунке Богоявленский
собор представлен в виде деревянной крестообраз
ной в плане ярусной церкви, завершенной бочечным
покрытием, на другом — тот же собор изображен в
виде крупного деревянного пятиглавого сооруже
ния.
Д
овольно скоро, в сентябре 1703 года, крупный
городской пожар уничтожил большую часть
города. По свидетельству енисейского воеводы Бог
дана Глебова, погибли «соборная да две приходские
39
III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ
Богоявленский собор
от А до Я
œ∏Ú «¤¡¿…ÀŒ,
‰ÂÈÒÚ‚ËÚÂθÌ˚È ˜ÎÂÌ ¿Í‡‰ÂÏËË ‡ıËÚÂÍÚÛÌÓ„Ó
̇ÒΉˡ, ÒÓ‚ÂÚÌËÍ –¿¿—Õ