Previous Page  39 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 90 Next Page
Page Background

А

теисты первых лет советской власти из

рядно поглумились над главным объектом

культурного наследия Енисейска — кафед

ральным собором, одним из шедевров русского ка

менного зодчества первой половины XVIII века.

Б

огоявленский собор — первый каменный храм

города — признавался многими путешествен

никами красивейшим от Урала до Байкала, пора

жая необычным силуэтом, статной мощью, вели

колепием наружного и внутреннего убранства. То,

что вчера считалось святыней и произведением

искусства, еще недавно представляло собой абсо

лютно бесформенное строение с нелепой вышкой,

окруженное горами угля и отработанного шлака.

Из пронзавших небо железных труб, как из крема

тория, валили смрадные потоки смоляного чада,

заполняя хрустальный енисейский воздух и оседая

на снежные крыши старинных жилых домов. И вот

после десятилетней реставрационной работы нам

возвращается смолкшая на век (но не навсегда!) ар

хитектурная симфония сияющих на солнце крестов

и золоченых главок, все великолепие сложного ка

менного узорочья, дающего причудливую игру све

тотени. Воистину великое событие, Господи!

В

богатой строительной истории енисейского

Богоявленского собора встречалось много не

ясностей. Исследователи сибирского каменного

зодчества до недавних пор противоречиво датиро

вали постройку — одни началом XVIII века, другие

1730 ми годами. Только комплексное изучение до

кументальных источников в сопоставлении с ре

зультатами натурных исследований позволило

знатоку сибирской архитектуры К.Ю. Шумову от

вергнуть мнение о строительстве в Енисейске двух

каменных Богоявленских соборов и доказать, что

он сооружался единожды в 1709–1712 годах.

Г

лавной культовой постройкой древнейшего

Енисейска, если начать сначала, была деревян

ная церковь Введения Пресвятой Богородицы, по

строенная в остроге в 1625 году. Другую деревянную

церковь енисейцы поставили в конце 1620 х годов

уже за острожными укреплениями, к западу от них.

В 1647 году енисейский воевода Фёдор Полибин,

сообщая в Сибирский приказ о состоянии острож

ных укреплений, назвал среди прочих построек

деревянную церковь Богоявления, которая имела

два придельных храма — Николая Чудотворца и

Михаила Малеина. В подклете храма, стоявшего в

окружении посадских домов, хранились хлебные и

соляные «красноярские запасы». К 1667 году, после

расширения городских укреплений при воеводе

К.Я. Яковлеве, Богоявленская церковь оказалась

внутри острога. Местоположение церкви и ее архи

тектурный облик зафиксированы на чертежах «го

роду Енисейску» в Чертежной книге сибирского

картографа Семёна Ремезова, составленной в самом

конце XVII века. На одном рисунке Богоявленский

собор представлен в виде деревянной крестообраз

ной в плане ярусной церкви, завершенной бочечным

покрытием, на другом — тот же собор изображен в

виде крупного деревянного пятиглавого сооруже

ния.

Д

овольно скоро, в сентябре 1703 года, крупный

городской пожар уничтожил большую часть

города. По свидетельству енисейского воеводы Бог

дана Глебова, погибли «соборная да две приходские

39

III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ

Богоявленский собор

от А до Я

œ∏Ú «¤¡¿…ÀŒ,

‰ÂÈÒÚ‚ËÚÂθÌ˚È ˜ÎÂÌ ¿Í‡‰ÂÏËË ‡ıËÚÂÍÚÛÌÓ„Ó

̇ÒΉˡ, ÒÓ‚ÂÚÌËÍ –¿¿—Õ