

38
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Этот прием декорирования фасадов, восходящий к
традициям украинской архитектуры, был, вероят
нее всего, заимствован у иркутских храмов. Одна
ко именно в те годы в Енисейске складывается соб
ственная архитектурная школа, преломляющая
влияние как урало тюменского, так и иркутского
зодчества, названная енисейским барокко.
Троицкая церковь в Енисейске — выдающееся
произведение церковной архитектуры ХVIII века
не только Енисейска, но и всей Сибири. Теперь она
предстала в близком к первозданному виде.
Основные реставрационные мероприятия
Выполнено усиление фундаментов.
Выполнен комплекс ремонтно-реставрационных
работ и восстановлена работоспособность сохранив-
шихся сводчатых перекрытий.
Выполнены ремонт стен нижнего яруса и реста-
врация фасадов с воссозданием и реставрацией архи-
тектурных деталей и декоративных элементов.
Восстановлена утраченная колокольня с много-
ярусным завершением.
Восстановлен утраченный четверик главного
храма с завершением в виде пятиглавия со световым
барабаном в замке восьмилоткового купола четверика.
Восстановлены утраченные завершения боковых
приделов и алтаря главного храма.
Восстановлены утраченные главы с крестами.
Восстановлен утраченный портик западного вхо-
да в церковь с двумя парами оригинальных колонн.
Восстановлена утраченная северо-западная
палатка с декоративным оформлением стен фасадов.
Выполнено воссоздание полов, в том числе утра-
ченное покрытие пола притвора из чугунных плит.
Восстановлено утраченное деревянное заполне-
ние оконных и дверных проемов, отделки и декора
помещений.
Выполнена известковая обмазка фасадов и ок-
раска их в белый цвет.
Выполнено благоустройство территории с вос-
созданием первоначальной кирпичной ограды с воро-
тами и калитками.
Восстановлено утраченное кирпичное огражде-
ние территории церкви с воротами и калитками по
историческим фотографиям. Рисунок ограды восста-
новлен по сохранившимся историческим фотографиям.
Вид Троицкой церкви после реставрации.
2019 г.
Заслуживает внимания прием сочетания в
обрамлениях дверных порталов декоративных
деталей различных архитектурных прообразов.
Вертикальные цепи сдвоенных триконхов, флан
кирующие профилированную раму западного
портала, целиком принадлежат иркутской тради
ции; завитки волюты, украшающие верха цепей,
имеют московское происхождение; украшение
стен отдельными вертикальными элементами с
завитками пальметтами характерно для масте
ров Далматовского монастыря на Урале. Этот
прием встречается и в оформлении портала мона
стырского Спасского собора в Енисейске. Таким
образом, произошло наполнение уже известных
строительных приемов свежим художественным
содержанием.
В декоративном убранстве выделяются также
разнообразные по форме филенки, заглубленные
профилем в кирпичную кладку стен. Преимущест
венно ими украшались стеновые угловые лопатки.
Фото Е. Осташевой, 2019 г.