Previous Page  40 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 40 90 Next Page
Page Background

40

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

церкви…». На следующий год в столицу наместни

чества Тобольск пришла челобитная, подписанная

от лица казаков и обывателей сибирским дворяни

ном С.Д. Надеиным и подъячим приказной избы

Ф.Ф. Красильниковым, с просьбой разрешить вы

строить «на сборные мирские деньги» каменную

церковь «во имя преждебывшие соборные церкви

Богоявления».

Е

нисейск до начала XVIII века не знал постро

ек из камня и не располагал мастерами камен

ных дел. Тобольские власти, отзываясь на просьбу

енисейцев, направили туда в 1708 году опытного

уставщика (подмастерье каменных дел) Федота

Чайку. При этом местному воеводе специальной

грамотой предписывалось «выбрать в Енисейску

ис казачьих детей и ис гулящих людей к тому ка

менному делу и велено им каменному делу у тех

присланных мастеров учитца». В ремесленной ве

домости Берг коллегии 1720 года значилось, «что

были у церковного дела» три енисейских казака

Ф.Н. Загородских, Ф.В. Бумакин, И.М. Епифанов,

а также казачьи дети Г.Н. Белокопытов, Т. Митро

фанов, Д.Я. Попов, В.Я. Ломаев, Я.Г. Наседкин, Л.С.

Прапорщиков, В.М. Вотяков, И.Г. Булдарев, И.И.

Ванев. Кирпич для кладки стен и сводов изготавли

вали казаки П.Е. Плотников, С.П. Носков, Я.А. Кир

пишников, М. Сергеев и посадские люди Л.П. Тулы

нин, В.П. Козырев. Таким образом, в Петровскую

эпоху в Енисейске на строительстве Богоявленско

го собора, как и в других сибирских городах, была

внедрена система ученичества как единственно

возможный способ подготовки строителей.

Ж

елание енисейских казаков постичь опыт

каменного строительства и усвоить дости

жения русской архитектурной мысли рубежа

XVII–XVIII веков привело к хорошему результату.

Каменная Богоявленская церковь поднялась над

Енисеем и была освящена 29 сентября 1712 года.

З

начение каменной Богоявленской церкви,

имевшей придел Сергия Радонежского, уже

тогда было велико. Храм показан среди прочих

строений на фиксационном плане Енисейска на

рисунке И.В. Люрсениуса, художника Второй Кам

чатской экспедиции, пробиравшейся через этот го

род к месту назначения. Судя по рисунку, выпол

ненному с явной долей документальности, изобра

женная церковь принадлежала к группе трапез

ных храмов, характерных для сибирского камен

ного зодчества 1 й пол. XVIII века.

И

зображенный на гравюре каменный храм

возведен в 1709–1712 годах. Вход на церков

ную паперть, судя по рисунку Плотникова 1759 го

да, осуществлялся через открытый арочный проем

с лестничными ступенями с южной стороны коло

кольни. При изучении первых рисунков и истори

ческих фотографий собора выявлено сочетание

широкого восьмерика с декором допетровского

типа, что все таки позволяет считать сохранив

шийся Богоявленский собор постройкой 1 й чет

верти XVIII века. К тому же важной чертой убран

ства его фасадов наряду с единообразием декора

тивных деталей видится логика системного рас

пределения их на стенах, что характерно для эпо

хи петровских преобразований.

К

омпозиция узорчатого наружного убранства

Богоявленской церкви, наличие так называе

мого жучкового фриза, наводит на мысль об учас

тии в строительстве соликамских зодчих. Их

артели трудились в XVIII веке и в Верхотурье, и в

Тюмени, и в Тобольске — там, где по сей день воз

вышаются их каменные шедевры, и даже в Петер

бурге.

Л

етом 1738 года к Богоявленской церкви при

строили с южной стороны теплый придел с

престолом во имя Введения во храм Пресвятой

Богородицы — «в теплой каменной трапезе с юж

ную сторону в углу». Придел предназначался для

престола взамен сгоревшей в сентябре 1731 года

Богоявленский собор.

Нач. ХХ в.