

41
III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР от А до Я
деревянной соборной церкви Введения. Объемная
композиция нового придела напоминала миниа
тюрную церковь с расположенными на продо
льной оси полукруглой алтарной апсиды, храмо
вого четверика и небольшой трапезной. Пристрой
ка создана рукой выдающегося мастера москов
ского барокко. С этой поры Богоявленский храм
считался соборным.
М
итрополит Тобольский и Сибирский Павел
в мае 1760 года выдал грамоту на имя ени
сейского протоиерея Базлуцкого о дозволении
прихожанам устроить дополнительный храм Свя
тителя Николая над церковной папертью. К концу
того же года строительство храма Св. Николая
удалось завершить на средства енисейского купца
С. Трескина, и в декабре новый престол был освя
щен. В мае 1773 года по указу Енисейского духов
ного правления возведены «палатки каменной с
правой стороны церкви и покрытии железом Вве
денского храма», одновременно устроены створ
чатые двери внутри собора, необходимые для «от
деления от холодного теплого храма». В таком ви
де Богоявленский собор просуществовал до 1778
года.
Н
анесенный последующим пожаром грандиоз
ный ущерб привел к очередному изменению
внешнего облика Богоявленского собора в 1780 х го
дах. При сравнении известной акварели В. Воронова
1837 года с упомянутым ранее рисунком Я. Плотни
кова 1759 года видно, что одноглавую композицию
храмового объема Богоявленского собора замени
ло пятиглавие, а колокольню увенчал стройный
шпиль. К тому же над алтарной апсидой главного
храма поднялся восьмигранный барабан, увенчан
ный маленькой граненой главкой. Собор приобрел
более представительный облик, соответствующий
возросшему административно экономическому и
культурному значению Енисейска.
О
собенно знаменательно завершение соборной
колокольни остроконечным шпилем. Благода
ря этому собор буквально возвысился среди других
храмов Енисейска.
П
о периметру Богоявленского храма на сред
ства купца М.Г. Соколова в 1826 году была по
строена ограда в виде кирпичных устоев, соединен
ных коваными решетками.
Р
еконструкция и ремонт выполнялись повторно
в 1865 году на средства енисейского купца П.Е.
Фунтасова. Им выстроено новое крыльцо, «удоб
ное, с входом в храм и на колокольню из паперти
через закрытую галерею». С южной стороны коло
кольни над одноэтажной «сторожкой» (комната
хранителя) возвели второй этаж с галереей, уст
роенной для симметрии. Лестница на второй этаж
и помещение галереи соединяли с храмом Нико
лая Чудотворца на втором этаже колокольни. Над
главным входным порталом в толще стены разме
щался прямоугольный киот с иконой, по сторонам
которого имелись два круглых оконных проема
глазка.
С
обытием в летописи Богоявленского храма стало
присвоение ему в 1861 году ранга кафедрально
го собора. Тем не менее 27 августа 1869 года собор
снова горел во время крупнейшего за всю историю
города пожара «с причиненным убытком в 15 тысяч
рублей». В 1870 году опять отремонтированы кры
ши, лестницы в придел Николая Чудотворца; на
следующий год вызолочены главы и кресты, фаса
ды оштукатурены и выбелены.
Т
еоретически в строительной истории Бого
явленского собора можно выделить следую
щие периоды:
1) 1709–1712 годы — начало строительства камен
ного основного объема, в котором размещались
храм с полукруглой апсидой, трапезная с северным
придельным храмом Сергия Радонежского и при
строенная с запада ярусная колокольня; вместо
деревянной постройки конца 1620 х годов церкви
с двумя придельными храмами во имя Николая
Чудотворца и Михаила Малеина;
2) 1738–1740 годы, когда с юга к трапезной при
строили придельный храм Введения Пресвятой
Богородицы; в ту пору деревянное перекрытие
первого яруса колокольни заменили каменным
сводом; в 1760 году был обустроен во втором ярусе
колокольни придельный храм Николая Чудотвор
ца и приставлена к нему трехосевая алтарная ап
сида;
3) в 1773 году пристроена с южной стороны коло
кольни кирпичная «палатка» в один этаж, которая в
описании значится сторожкой; в 1778–1780 годах
проведена реконструкция собора, в процессе кото
рой полностью заменено завершение храмовой час
ти на пятиглавие и устроен шпиль над колокольней,