Previous Page  37 90 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 37 90 Next Page
Page Background

37

III. ИЗ ПЕЛЕНЫ ЗАБВЕНИЯ

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТРЕХ ИПОСТАСЯХ

нично вписывалась в общую вертикальную компо

зицию, перекликаясь со всеми другими заверше

ниями храма. Впервые в строительной практике

Енисейска колокольня получила над ярусом звона

конструкцию завершения из четырех динамично

убывающих кверху глухих восьмериков, несущую

крест на маленькой главке. Эта редкая в сибирском

каменном зодчестве композиция сменила привыч

ный для енисейских зодчих XVIII века каменный

шатер, внеся разнообразие в пространственно си

луэтную перекличку.

Пространственно единая с боковыми придела

ми трапезная не имела, как уже отмечалось, внут

ренних опор. Ее перекрытие выполнено в виде воз

веденного поперек продольной оси здания длинно

го коробового свода с замыкающими лотками и

распалубками. Такой прием позволил создать об

ширное, хорошо освещенное пространство с более

комфортными условиями для проведения богослу

жений в приделах. Подобным конструктивным ре

шением трапезной обладают только две более ран

ние церкви в Иркутске и Тобольске.

Наружное убранство Троицкой церкви отлича

ется богатством и упорядоченностью распределе

ния элементов декора на плоскостях фасадов. Зод

чие внесли новизну в применяемые до этого в Ени

сейске декоративные композиции и детали. Ко

времени возведения этой церкви в Енисейске на

чала постепенно складываться строительная коо

перация между енисейскими и иркутскими масте

рами, обусловившая проникновение в Енисейск

преимущественно иркутских декоративных форм

и мотивов. Использование их в украшении стен

именно Троицкой церкви объясняется, скорее

всего, выбором непосредственного заказчика,

богатого енисейского купца И.М. Тельных, часто

отлучавшегося по делам в Нерчинск и Иркутск,

где и довелось увидеть поразившие его примеры

необычной каменной резьбы.

Наибольшим художественным достоинством об

ладают видоизменяющиеся по ярусам обрамления

арочных оконных проемов Троицкой церкви. Окна

нижнего яруса храмового четверика и колокольни,

алтарной апсиды и боковых приделов заглублены в

толщу стены и обрамлены многообломными рамоч

ными наличниками с эффектной формой килевид

ного завершения, вызывающего ассоциации с язы

ком пламени. Каждая рама наличника фланкирова

на плоскими декоративными стойками с прорезны

ми узорами в виде сдвоенных триконхов и венчаю

щими балясинками на массивных капителях.

Храм перед реставрацией.

2013 г.

Обмер В.Н. Пирогова, К.Ю. Шумова. Чертеж А.Г. Лаврова.

1986 г.

внутренние столпы со сводами. Кроме того, Троиц

кая церковь оказалась первой в городе постройкой,

которую возводили по изначально задуманному

плану, с размещением в развернутой по оси север

юг трапезной двух приделов (освященных, как

уже говорилось, в первую очередь).

Новшеством оказалось купольное венчание

Троицкой церкви. Каждую сторону храмового чет

верика дополняли трехлопастные «полуглавия»,

соединенные с высокой с заломом крышей по лот

ковому своду. Благодаря этому пространство

внутри храма получило необычную сложную

форму. Над углами четверика поднимались ярус

ные двухступенчатые убывающие восьмигранни

ки периферийных глав, которые завершались

крестами над круглыми маковками с перехватом,

едва державшимися на тонкой шейке. Централь

ный восьмерик завершался подобным же образом,

но с более крупными, чем по углам, убывающими

кверху восьмигранными тумбами и более массив

ным крестом над маковкой покрупнее боковых.

Дополнительную выразительность силуэту

Троицкой церкви придавала восьмигранная много

ярусная колокольня. Благодаря удачно выбран

ным размерам и пропорциям ступеней она гармо